Основные сведения

 

Полное официальное название Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский лицей-интернат»
Директор Шамаев Иван Иванович
Сокращённое наименование ГБНОУ РС (Я) «РЛИ»
Местонахождение и юридический адрес школы: 677013, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Ойунского, дом 37
Телефон: +7 (4112) 40–25–78 учебная часть

+7 (4112) 40–22–67 воспитательская

+7 (4112) 36–22–86 интернат

E-mail: rcollege@mail.ru
Организационно-правовая форма Государственное бюджетное учреждение
Государственная регистрация учреждения 15.08.1994 или 19.06.2017 сана аата
Учредитель Республика Саха (Якутия)
Наименование распорядителя бюджетных средств Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Вид собственности Государственная собственность Республики Саха (Якутия)
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения Основное общее образование — 5 лет

Среднее общее образование — 2 года

Язык обучения и воспитания Якутский, русский
Численность учащихся (на 01.09.2017) 365
Численность учителей 30
Формы государственно-общественного управления Управляющий совет
Орган, представляющий интересы учащихся Совет учащихся
Срок действия государственной аккредитации 24.06.2028
График и режим работы Рабочие дни: понедельник — суббота

Часы работы: с 08:15 до18:00

Перерыв (обед): с 13.00 до 14.30

Выходной день — воскресенье

История школы

В 1966 году одновременно в нескольких точках республики, а именно: в Верхневилюйске, Бютейдяхе, Покровске, Якутске и Борогонцах — были впервые открыты физико-математические классы, сыгравшие впоследствии огромную роль в становлении научно-технических, управленческих кадров республики. Таким смелым, решительным шагом тогдашнего министерства просвещения ЯАССР (министр Н. И. Шарин) на государственную основу была поставлена личная инициатива сельского учителя-энтузиаста Михаила Андреевича Алексеева. Это событие, повлекшее за собой как следствие массовое поступление выпускников сельских школ Якутии в центральные технические ВУЗы страны, сыграло огромную роль в обеспечении республики высококвалифицированными научно-техническими, управлен-ческими кадрами. В 1972 г. физико-математическое движение получило замечательное развитие: в г. Якутске была открыта первая элитарная школа республики — РФМШ при ЯГУ. Инициатором открытия Республиканской физматшколы при ЯГУ и ее первым директором был новосибирский ученый, кандидат физико-математических наук Алиев Исмаил Шахбаз оглы. Родом из Азербайджана, деятельный, энергичный Исмаил Алиев решил посвятить свою жизнь воспитанию нового поколения математиков и физиков Якутии. К сожалению, он успел проработать только семь лет. В 1979 г. он был вынужден уйти с поста директора РФМШ. С этого момента до самой кончины И. Ш. Алиев работал только на математическом факультете университета, в организации которого, по свидетельству первого декана матфака И. Г. Егорова, он также сыграл решающую роль. Алиевский период РФМШ ждет своего исследователя. В короткий срок удалось объединить усилия преподавателей-энтузиастов, талантливых молодых ученых и совсем юных воспитателей-студентов, которых с его же легкой руки стали называть клоншерами. Долгие годы соратником, близким другом Исмаила Шахбазовича был старший преподаватель физико-математического факультета Семен Николаевич Семенов. Честнейший, добросо-вестнейший, очень требовательный преподаватель С. Н. Семенов увидел в И. Ш. Алиеве чело-века, который сумеет пробить брешь в тогдашней советско-партийной бюрократической стене власти и откроет первое элитарное учебное заведение в Якутии. И не ошибся. Незаметную, но необходимую и трудную работу быть всегда рядом, помогать буквально во всем, учить детей, ездить в далекие командировки с учащимися и многое другое Семен Николаевич, тогда уже немолодой, умудренный жизненным опытом, делал очень спокойно, без суеты и многословия и на очень высоком профессиональном уровне. По-видимому, И. Ш. Алиев и С. Н. Семенов, во многом дополняя друг друга, как бы составляли единое целое. Им удалось привлечь к активной работе в школе таких маститых ученых, как Ю. Г. Шафер, Г. Ф. Крымский, Е. Т. Софронов, Т. Н. Соловьев Также стали учить детей тогда еще молодые Н. С. Николаев, И. Г. Егоров, А. Н. Алексеев, А. И. Гоголев, Т. Н. Селляхова, Н. Н. Кочмар, Е. С. Никитина и др. Завучем работала Э. А. Умановская, учителем физики А. К. Иванов. Сначала как воспитатели, затем в качестве учителей работали И. Н. Николаев, И. Г. Дмитриев, М. Ф. Семенов, А. И. Петрова, Е. П. Жирков, Е. Е. Петров, Г. Г. Гурзо, А. Н. Афанасьев. Школе были переданы пятый этаж общежития № 14 университета и одна маленькая комната в 18 кв. м. в главном учебном корпусе в качестве учительской. Классов как таковых не было, и уроки были вписаны в общее расписание занятий в этом корпусе. Выпускники алиевского периода с удовольствием вспоминают отборочные летние физико-математические школы, которые дважды проходили в поселке Верхний Бестях. Сейчас в это трудно поверить, но дважды были организованы летние школы… в Крыму! Школа Алиева принесла прекрасные плоды. Из числа воспитателей-учителей докторами наук стали Е. Е. Петров и Е. П. Жирков, кандидатами наук И. Г. Дмитриев, Г. Г. Гурзо, Ф. И. Соловьева, Ю. А. Коновалов, А. И. Левин, П. П. Пермяков, И. Н. Николаев, Н. Н. Павлов. Доктором физико-математических наук стал С. А. Гурченков. Перечислим выпускников школы, ставших кандидатами наук: Ю. М. Григорьев, Ф. Ф. Посельский, И. И. Ковлеков, Д. К. Чахов, И. В. Бубякин, Н. И. Алиева, В. Е. Михайлов, М. С. Троева, С. П. Шкулев и другие. Также нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что прецедент И. Ш. Алиева стимулировал Михаила Андреевича Алексеева открыть в 1974 г. Верхневилюйскую республиканскую физико-математическую школу, которая стала новым этапом физико-математического движения. В 1979 г. была образована комиссия народного контроля ЯГУ, которая ревизовала хозяйствен-ную деятельность школы. Комиссия обнаружила некоторые погрешности в административно-хозяйственных делах школы, и И. Ш. Алиев был освобожден с поста директора РФМШ. Справедливости ради нужно вспомнить, что Исмаил Шахбазович иногда показывал свой не-легкий характер и, может быть, действительно имел провинности в ведении хозяйственных дел, но нельзя было забывать его огромную неоценимую заслугу как организатора, а затем и лидера первой физико-математической школы республики. Конечно, снятие его с работы было несправедливо суровым наказанием. С уходом Исмаила Шахбазовича многие преподаватели университета и некоторые учителя перестали работать в школе. Исполняющей обязанности директора была назначена Альбина Ивановна Петрова, которой пришлось выдержать довольно суровое испытание. Было очень трудно, школа была на грани закрытия. С осени 1980 г. Министерство просвещения ЯАССР пригласило в качестве директора РФМШ учителя математики Николая Дмитриевича Семенова, работавшего ранее в Намском районе. Коллектив начал искать пути выхода из создавшегося трудного положения. Н. Д. Семенов отнесся к своей миссии весьма добросовестно, и, благодаря прекрасным человеческим качествам, тактичности и незаурядным педагогическим способностям, ему удалось сохранить физико-математическую школу. Николай Дмитриевич добился в Министерстве получения комплекта компьютеров, и в школе появился собственный кабинет информатики. Еще ранее установилась традиция иметь два математических и один физический класс. Учеба была двухгодичной. Общая тенденция понижения интереса к точным дисциплинам привела к тому, что математические классы стали пополняться девушками, и только в физическом классе боль-шинство составляли юноши. В общем, стала актуальной проблема отбора учащихся. В 1989 г. возобновилась традиция проведения летних физико-математических школ. Три лет-ние школы были организованы в форме круиза по реке Лене на теплоходе «Россия». Сейчас они проводятся стационарно и стали неотъемлемой частью жизни школы. Несомненно, проведение летних школ значительно повысило общий уровень контингента учащихся. Возможно, неслучайно 1990 год оказался переломным в олимпиадной биографии школы — впервые сразу девять учащихся стали призерами республиканской олимпиады по физике, математике и информатике. В 1991 г. мы с А. К. Чиряевым решили юридически оформить деятельность, начатую группой преподавателей ЯГУ, и организовали республиканское общество поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьоҕур». В течение продолжительного периода времени координатором общества работала Г. А. Борисова. В октябре в помещении буфета 17 корпуса ЯГУ впервые начала работать столовая для уча-щихся и учителей. Проблема питания фымышат, имевшая к тому времени четвертьвековую историю, наконец то была благополучно разрешена. Поступившая поваром В. А. Толстоухова вскоре была назначена заведующей столовой. «Диверсификация» Республиканского колледжа, начатая открытием технического и гуманитарного классов, получила дальнейшее развитие — в 1997 году был открыт биолого-химический класс. С этим классом начала работать преподаватель ЯГУ, кандидат педагогических наук, химик по образованию В. В. Николаева, которая с 1998 года полностью перешла в РК. В следующем году заместителем директора по классам среднего звена была назначена С. С. Санникова, ранее работавшая в Майинской гимназии. В 1999 году произошло замечательное событие. По инициативе первого Президента республики М. Е. Николаева начал свою работу Физико-математический Форум «Ленский край». Были приглашены известные специалисты по подготовке к олимпиадам, такие, как А. С. Голованов и Д. Г. Фон-дер-Флаасс. Начался новый виток развития физико-математического движения в Якутии. Не могу не упомянуть следующий эпизод. По нашей просьбе московский алгебраист И. В. Аржанцев поставил перед учащимися математическую проблему с элементарной формулировкой. За эту задачу взялся одиннадцатиклассник Саша Титов (Верхневилюйск). Я считал, что если Саше удастся решить какой-нибудь малюсенький, но нетривиальный кусочек этой задачи, то это уже будет достижением. К нашему изумлению, Саша через полгода практически полностью решил эту задачу. А. Титову за эту работу был присужден Гран-при очень серьезной научной конференции учащихся «Старт в науку» в Москве, организуемой МФТИ, работа была опубликована. Председатель жюри этой конференции, молодой, но достаточно известный математик А. Я. Канель-Белов в частной беседе отметил, что по всей России такого уровня исследования учащимся удается совершить в год один-два раза. С появлением В. Ф. Потапова успехи наших учащихся на олимпиадах по физике впервые стали стабильно массовыми, его ученики стали студентами ранее неприступного для нас МФТИ. В 2001 году ему было присвоено звание заслуженного учителя республики. В следующем году этого звания удостоилась А. И. Петрова, которая вместе с Н. Д. Семеновым свыше десяти лет отстаивала право на существование алиевской физматшколы. Итоги деятельности ФМФ «Ленский край» оказались очень весомыми. Об этом свидетельствует успех РК в 2002 году, который до сих пор остается непревзойденным. Аня Тихонова (Якутск), Кеша Тихонов (Якутск), Витя Марков (Хангаласский улус) стали победителями Всероссийской олимпиады по математике, Саша Мохначевский (Усть-Алданский улус) и Айсен Татаринов (Якутск) — по физике, Кирилл Петров (Якутск) — по информатике. При этом после второго дня олимпиады до апелляции Саша занимал абсолютное первое место, ему был присужден диплом I степени. Такой прорыв стал возможным в результате сочетания многолетнего рутинного и одновременно вдохновенного труда учителей В. Ф. Потапова, доктора физико-математических наук С. В. Попова, кандидата физико-математических наук Н. Н. Павлова и приглашенных высококвалифицированных специалистов, таких как А. С. Голованов, В. М. Муравьев. К олимпиадной составляющей истории нашей школы стоит добавить несколько слов о Жаутыковских олимпиадах Казахстана. В 2005 году мы неожиданно получили приглашение из Алма-Аты. Казахи организовали совершенно уникальную олимпиаду по физике и математике как соревнование между школами разных стран мира. Эта олимпиада пока только набирает обороты. Осмелюсь дать прогноз — в будущем Жаутыковская олимпиада станет очень популярной, попасть на это соревнование смогут не все желающие. Наш дебют оказался удачным — Витя Иванов занял абсолютное первое место по физике. В 2007 и 2008 годах мы заняли соответственно 12 и 9 места из 30 и 27 школ разных стран, и тем самым дважды становились лауреатами этой удивительной олимпиады. Таким образом, можно сказать, что Республиканский лицей обрел, пусть скромное, но свое место в бурном российском и околороссийском олимпиадном пространстве. Для полноты картины скажем несколько слов об успехах биолого-химического класса. В 2002 году на окружной олимпиаде по биологии Рома Левин (Кобяйский улус) завоевал диплом II степени, в 2003 году на окружной олимпиаде по химии дипломом II степени удостоена Маша Михайлова (Якутск). В 2008 г. Маша Васильева стала обладательницей диплома I сте-пени на Всероссийской олимпиаде по экологии. Диплом II степени на IV этапе (укрупненная окружная) олимпиады по химии завоевал Федя Иванов (Верхневилюйск). Гуманитарные классы специализируются по истории и саха филологии, поэтому они могут побеждать только на республиканских олимпиадах. Часть выпускников этих классов уже заявила о себе как серьезные исследователи якутской филологии, литературы, фольклора, истории и политологии. Первыми ласточками успеха гуманитарного класса стали Татьяна Васильева и Лена Степанова, защитившие кандидатские диссертации соответственно по филологии и искусствоведению. В 2002 году было введено обучение якутскому языку и литературе во всех десятых и одиннадцатых классах. Первым учителем этого предмета стал молодой писатель К. С. Эверстов. В 2007 году лицей организовал конкурс литературных произведений на якутском языке учащихся г. Якутска. В 2008 году в этом конкурсе дополнительно участвовали ученики Чурапчинского и Амгинского улусов. Нельзя не отметить кропотливую работу русоведов, возглавляемых заслуженной учительницей республики З. П. Холмогоровой. Несмотря на то, что лицей принимает учащихся без экзаменов по русскому языку, уже несколько лет подряд лицеисты занимают по республике четвертую позицию по результатам экзаменов ЕГЭ по русскому языку. Учеба в нашем лицее не мешает нашим учащимся добиваться высоких результатов и в спорте. Среди наших выпускников такие выдающие спортсмены республики, как чемпион Азии по вольной борьбе, мастер международного класса Леонид Спиридонов, двукратный чемпион мира по русским шашкам, международный гроссмейстер Николай Стручков, серебряный призер мира и Европы, чемпион России среди кадетов по международным шашкам Герман Стручков. За время обучения все трое проявили хорошие способности по точным наукам, успешно учились по всем предметам, причем Герман был одним из четырех учащихся республики, сдавших ЕГЭ по математике на 100 баллов. В настоящее время в каждом крупном улусном центре работает лицей или гимназия. Выпускники этих школ стопроцентно поступают в самые престижные вузы России. Каждая такая школа имеет свои сильные стороны, свою изюминку. С другой стороны, более двух третей наших десятиклассников в девятом классе учились в этих школах. Таким образом, можно считать, что возникший ранее проект ступенчатой системы отбора способных учащихся в принципе осуществлен. Только этим можно объяснить удивительные успехи наших учащихся — это итог деятельности не одной, а целой сети школ. Такая консолидация элитарных школ республики является логическим продолжением процесса, вызванного физико-математическим движением в шестидесятых годах двадцатого века и диктуется вековым чаянием народа саха, высоко превозносившего свет образования во все времена.

Иван Иванович ШАМАЕВ,директор РЛ 2008 г., апрель